Ольшаны — пример белорусского сельского хозяйства

11.08.2013 0 Автор JustCopy
История и география агрогородка
ольшаны вид сверху

Ольшаны с высоты полета аэроплана

Ольшаны – самая большая деревня в Беларуси с населением более семи тысяч человек. Это не то место, которое фигурирует в романе В. Короткевича «Чорны замак Альшанскі». Это деревня на краю Брестской области в Полесской низменности примерно в пятидесяти километрах от границы с Украиной. С недавних пор село носит статус агрогородка, что мало повлияло на уклад сельской жизни.
Старожилы, которых в густонаселенном местечке не много, поведать о каких-нибудь исторических фактах до начала прошлого века не спешат. Видимо, жизнь на хуторах текла тихо и спокойно. «Жыў мой дзед ещэ при Польшы, жыў мой бацько и я жыву. Ие шчо есци, и слава Богу! Ось и ўся история!» — такой примерно ответ можно услышать от старейших людей в деревне. Но именно за последний век сложилась богатая история Ольшан.

река Припять

река Припять, перевоз

В советское время некоторые патриоты пытались соединить свою историю с Полесской хроникой и романом Ивана Мележа «Люди на болоте». Знаменитый белорусский писатель описывал то же Полесье, но в ста пятидесяти километрах от Ольшан – историю района города Хойники Гомельской области. Образ жизни людей на Полесских болотах ничем не различался по областях, разве что коллективизацию ольшанцы перенесли не так болезненно, как описывается в романе И. Мележа. По крайней мере, история молчит об инцидентах.

Советская мелиорация одарила деревенских жителей многочисленными канавами и «клетками» земельных наделов и сделала богатым колхоз «40 лет Октября». Одно из сильнейших в Беларуси коллективных хозяйств, стойко пережив развал СССР, только в начале третьего тысячелетия преобразилось в довольно успешный СПК «Новая Припять» и по сей день дразнит широкими полями новоиспеченных фермеров. Земля – основной источник дохода аборигенов.

ольшанское озеро лошади

лошади у ольшанского озера

До указа президента река Припять, протекающая в пяти километрах от деревни, для многих являлась местом промысла, работы (сенокос, пчеловодство) и отдыха. Теперь это не собственность местных жителей, которые в 90-х годах практически истребили всю живность в реке с помощью неожиданно нагрянувшей цивилизации в виде электроудочек, джипов, катеров и т.д. Министерство лесного хозяйства в настоящее время тщательно следит за Припятским национальным парком и возлагает большие надежды на перспективы агроэкотуризма в этой долине.

Религияначало развития уникального общества
церковь хве ольшаны фасад

Церковь ХВЕ в Ольшанах — вид изнутри (молитвенный дом или «собрание», как называют его сами сектанты)

История деревни Ольшаны, как упоминалось в самом начале, бедна на события. А вот религиозные взгляды большей части ольшанцев сформировались буквально в начале XX-го века с образованием церкви ХВЕ (христиан веры евангельской). Свой церковный устав уже почти век диктуют пятидесятники* не только в деревне, но и в районах. Видимо, с приходом советской власти, когда люди нуждались в вере, и возникла тайная религия, определение которой нашли гораздо позже. К слову сказать, до сих пор основная часть секты не знает, как официально назвать церковь и откуда пошла их вера.

Все это было неплохой идеей – до 1995 года много ольшанских многодетных семей покинуло страну в поисках защиты своих религиозных идей в США. Осуществлялась массовая миграция в Америку, о которой умалчивал СССР. Статус беженца дарил неимоверную «халяву» в свободной стране. Хотя и сейчас непонятно, от кого спасалась достаточно уверенная в своих взглядах на то время секта. Некоторые из них, не сумев адаптироваться, были депортированы и «с Божьей помощью» здесь снова отстроились, сажая огурцы, продавая американский ширпотреб из «благотворительных» посылок и проповедуя свою религию.

Один из основателей и самых верных служителей церкви Степан, упоминал об истории становления беззаветной веры в единого Бога в Ольшанах с 20-30 годов прошлого века. Он искренне считал, что все зло – в Православии и Старом Завете.

церковь хве в Ольшанах фасад

Церковь Благодать в Ольшанах — вид снаружи (молитвенный дом или «собрание», как называют его сами сектанты).

На крыше современного шикарного молитвенного дома баптистов-пятидесятников нет креста, а поклонение иконам они относят к дурному язычеству. Бог в их душе запрещает всякие удовольствия мирской жизни, заставляет свято чтить все десять заповедей. За нарушения правил «братство» исключает из своих рядов провинившегося. Веровать грешнику не запрещается, но принимать святое водное крещение и венчаться в церкви ХВЕ он не может до искупления молитвами своих грехов. Строгое соблюдение заповедей и критика языческих обычаев других церквей в свое время чуть ли не разожгли войну между православными и пятидесятниками. За последнее десятилетие отношение молодежи к уставу секты, естественно, изменилось. В основном благодаря примеру оцивилизовавшихся иммигрантов в США, с которыми поддерживаются родственные связи. В целом это сильная организация с налаженной системой помощи друг другу и всякому, кто в ней действительно нуждается.

Демографическая обстановка в деревне
детский сад ольшаны

Детский сад в Ольшанах

Трепетное отношение к религии и строгое соблюдение правил «братства» позволило большей части населения избежать беспробудного пьянства и улучшить демографические показатели. Не известно, что больше повлияло на результат: интимно-психологическое вмешательство проповедников в личную жизнь каждого участника секты, ими же введенный запрет на контрацептивы или приличные суммы детских пособий, но рост рождаемости зашкаливал с 1960 до 2005 годов. В некоторых семьях насчитывалось от десяти до семнадцати детей. Да и теперь Столинщина бьет рекорды всей Беларуси количеством многодетных семей с тремя и более малышами. Надо сказать, детский труд используется в агрогородке очень активно. В силу тяжелых условий жизни, алкоголизма и несчастных случаев, а также последствий Чернобыльской катастрофы имеет место быть в районе высокая смертность. Усложняет ситуацию менталитет граждан и масса противоречий, которые вызваны относительно низким уровнем культуры и образования населения.

Сельская инфраструктура
школа 2

Школа №2 в а/г Ольшаны

Ольшаны со своими огромными теплицами (20-50 соток на семью) не могли не расползтись на несколько километров во все стороны. Беспорядочные застройки в результате хаотичного распределения участков в 90-е годы дали свой результат: большая часть населения в ближайшие 100 лет будет довольствоваться инфраструктурой XVIII-го века. Надо сказать, что под личным контролем президента достаточно быстро отстроились две шикарные школы, амбулатория, несколько важных дорог, была оказана помощь многодетным и молодым семьям в виде льготных кредитов и субсидий на строительство жилья.

школа

«Старая» школа в Ольшанах

Трудно посчитать, какой процент средств дошел по назначению. Насколько повлияет строительство новых школ на уровень образования, тоже неизвестно. Факт, что посещаемость в школе пока оставляет желать лучшего, как и процент выпускников, поступающих в ВУЗы. Только благодаря требованиям министерства образования к педагогам по отчетам и статистике, аттестаты получают даже те дети, которые до 11-го класса так и не научились сносно читать и писать на русском или белорусском языке. Общение в школе и дома происходит на местном диалекте, который заслуживает отдельной темы.

Местный диалект
село ольшаны

Центр Ольшан («село» — так местные называют культурно-исторический центр Ольшан). Гулять по «селу» теперь почти безопасно — недавно здесь появился первый пешеходный переход.

Словарный запас коренного ольшанца без высшего образования крайне беден. Впрочем, чувства выражать словами здесь не принято. Любое эмоциональное состояние проявляется в элементарном повышении голоса, как принято в деревенском обществе. Местный диалект – это «окание», «гакание», смесь существительных украинского, польского, русского языка и междометий «собственного сочинения», типа: «ыгы» (в перев. на русский – «да»), «неа» (нет), «хоем» (пойдем со мной), «але?!» (неужели? не может быть!), «ото» (вот это, здесь, сейчас, в общем, например) и т.п. Прилагательные практически не используются, если не считать обозначения основных цветов радуги и определения размеров вещей «малы» (маленький) и «велики» (большой). Для обозначения характера человека и признаков предмета есть несколько слов: «хорошы» (красивый: человек, вещь и т.д.), «гидки» (плохой, некрасивый), «ну и страх!» (все, что может не понравиться, удивить, восхитить, поразить, вызвать недоумение). Если какой-нибудь лингвист решит исследовать язык этого народа, то не найдет мягких звуков, интонации, присущей тягучему белорусскому языку, кроме пары признаков: глухой «г» и чисто белорусских неискоренимых «дзь» и «ць».

Овощеводство как основной источник дохода в белорусской глубинке. Тепличные хозяйства в Ольшанах
теплица огурцы ольшаны

Теплица в Ольшанах (просьба не путать с парником — там огурцы растут уже не в «мешочках» на стеллажах, а на земле, и каждый «ползет» по своей веревочке)

Основная масса населения деревни, которая стала показателем для всего Столинского района и рядом находящегося Житковичского района Гомельской области, занимается сельским хозяйством на профессиональном уровне. Несколько десятков фермерских хозяйства дают рабочие места всем, кто в силу умственных, физических или материальных возможностей (отсутствие капитала) не может содержать свой надел земли или большую теплицу. Каждая приличная семья имеет свой «парник». Строение из жердей, в сезон накрытое пленкой, где изначально выращивались огурцы, именно так называется уже около четырех десятков лет в деревне. Теплицей в Ольшанах называют рассадник, который становится местом для начального выращивания рассады огурцов до высадки ее в «парник» (март-апрель).

Жизнь Ольшан расцветает с мая и угасает с первыми заморозками осенью. Нюансы этой деятельности отметил Герман Москаленко в своей статье «В агрогородке Ольшаны работают не покладая рук» (Народная Газета). Да, это дикий труд и сезонная гонка за деньгами, которая началась примерно в конце 70-х годов с выращивания голландских тюльпанов в маленьких теплицах. Позже начинающие фермеры прятали от местных властей свои первые парники с огурцами в соседней области. На полях знакомых председателей колхозов постройки не привлекали к себе внимания, но теплицы требовали круглосуточного ухода за нежной рассадой. Поэтому всего через пару лет на частных огородах стали появляться небольшие парники (одна-две сотки). Каждый год количество укрытых пленкой соток увеличивалось, а в 90-х годах началась раздача участков якобы под строительство домов «по просьбе» и «по знакомству». На большую семью иногда приходилось до десятка пустых земельных наделов по 15-20 соток в пределах деревни.

хата в ольшанах

Хата в Ольшанах в полном хозяйском комплекте: теплица и парник.

Заместитель председателя колхоза с бригадирами, как представители советской власти, пытались возмущаться самодеятельностью на участках и остановить неконтролируемое обогащение сельчан: резали дорогую пленку на теплицах, угрожали сносом и т.д. Позже районный исполком предпринимал попытки обложить «тепличников» местным налогом на временные постройки, но все оказалось зря. Огурцы, а позже помидоры и капуста приносили слишком большой доход, который увеличивался с нашествием голландских семян устойчивых «гибридов». Постепенно, сами о том не подозревая, с конца 90-х белорусы перешли к выращиванию ГМО. Но это уже история для отдельной темы.

С развитием «тепличного бизнеса» общество начало делиться на группы: парничников, торгашей и грузоперевозчиков. Не трудно догадаться, кто в итоге остался не у дел. Честные трудяги-парничники не выдержали жесткой конкуренции и ежегодно растущих цен на расходные материалы, семена. Теперь это каторжный труд за копейки: в июне-июле закупочная на огурцы цена в Ольшанах падает ниже цента. Такие семьи живут на детские пособия, пытаются трудоустроиться, что не так уж и просто за отсутствием какого-нибудь производства.

Шустрые челночники 90-х годов сходу сообразили, что к чему. Они предложили все, что якобы может «помочь» в выращивании огурцов: европейские пестициды, удобрения, инструменты, новые сорта семян продавались прямо на улицах. Помогло это, естественно, росту кошельков отдельного слоя граждан и обнищанию основной массы. Так называемое рыночное перераспределение доходов. Один из членов сообразительного семейства «парничников-основателей» при немалых усилиях предоставил для вещевого рынка и массовой закупки огурцов огромную площадку с кафе, платными местами для сотен фур и даже автосервисом. Такие инвестиции оправдывают себя гораздо больше, чем земля.

Грузоперевозки Ольшаны — Санкт-Петербург (Москва)

Толпа грузоперевозчиков на «Зурсах» (ЗИЛ-157), «МАЗах» и «КамАЗах» рассеялась быстро благодаря транзитно-транспортной политике государства и наплыву азербайджанцев-нанимателей из России. В начале 2000 г. остались у руля десяток лидеров с надежным немецким транспортом и хорошей поддержкой на точках сбыта в Питере, Москве. Трудно вписывающийся с экономическую систему Беларуси бизнес, которого якобы не существовало, за десять лет подарил отличный капитал владельцам фур. Машины числятся за фермерами для перевозки собственной продукции, но являются основными источниками дохода, если не считать государственных дотаций. Позже отмена пошлины на покупку грузовиков за границей обрадовала и простых рабочих парней из народа, но не надолго: высокая конкуренция заставляет лишь мечтать о предыдущих заработках на грузоперевозках в Россию.

Акценты, которые ставятся властями на предпочтительных засевах, овощеводы разумно игнорируют. Отдается предпочтение теплицам и посадке капусты, которые более выгодны, чем зерновые или свекла, но при этом «убивают» дозой нитратов и пестицидов землю буквально за пару лет. Яблоки, зерновые и картошка закупаются у местных жителей, в соседних деревнях, а чаще и вовсе в Польше, и выдаются за собственный урожай фермера.

Грузоперевозки, торговля и доход от развивающейся частной инфраструктуры – это цель и основа для безубыточного существования фермерских хозяйств. Перенятые у поляков технологии выращивания фруктов (яблоневые и грушевые сады) слабо проходят за бизнес в Беларуси. Земледельцы — не садовники, ольшанцы отличаются лошадиной тягучестью и железной хваткой, но не терпением и любовью к природе. Животноводством с долгосрочными перспективами заниматься ольшанского фермера тоже не заставишь. Привык народ получать прибыль в год реальных инвестиций и не готов ждать от проекта отдачи в течение пяти лет.

Менталитет
село ольшаны

Местные на «селе»

Ольшаны, как не раз уже говорилось в заметках корреспондентов, – отдельное государство и бизнес в Беларуси. Только сейчас жители начали знакомиться с законодательством в принудительном порядке. Регистрация собственного дома, документы на транспорт, образование детей до сих пор не имели большого значения не только для пожилых людей, но и для молодежи. При этом строительство собственного дома и покупка хорошей иномарки – главные приоритеты. Вот такое непонятное разногласие между мыслью и делом.

Приезжих ольшанцы принимают неласково. Исключение – водители хороших автомобилей и зеваки, которые восхищаются образом жизни ольшанцев и мечтают здесь остаться навсегда. Но, решив обосноваться в этом обществе, человек долго в таких условиях существовать не может. Чтобы заслужить доверие и уважение, надо показать силу или достаток. К слабым и обездоленным сильные испытывают брезгливость, идет бой на выживание. Ольшанский народ рождается в тяжелых условиях и живет с комплексами, оправдывая существование нажитым добром.

коттедж в ольшанах

Фермерский коттедж в Ольшанах (теплица соседская не при делах)

Среднестатистический тридцатилетний ольшанец – это «верующий» смышленый мужчина, который прячется от религиозных собратьев и жены на природе с друзьями, чтобы расслабиться с водкой. Сидя за рулем добитой иномарки, он любит похвастать своими баснословными заработками и планами на покупку новой «бэхи» или «спринтера». Он рассказывает о планах на строительство третьего этажа своего коттеджа, при этом в уме считает, сколько ему надо заработать денег на покупку резиновых сапог для пятерых детей. Он трудяга: в мае, после тяжелых месяцев «запуска» и отопления теплицы, наконец, получает пару тысяч у.е. и покупает самый дорогой паркет или плитку на пол в кухню. В удачный год хорошей цены на «Атрию» (сорт капусты) благодаря труду жены, детей, да пары нанятых работников сдает 50 тонн капусты, он отдает долги и, наконец, покупает десятилетний «мерседес», тщательно скрывая действительный возраст авто и проблемы «железа», преувеличивая его стоимость.

Женщины в Ольшанах амбициозны и разговорчивы. Они хорошие поварихи и уверены в своем безупречном вкусе. Абсолютное большинство молодежи не волнует проблема лишнего веса. Здесь соблюдается полная гармония в плане соответствия внешности молодых женщин и мужчин. Лишние десять килограмм – это худоба. Женщины находят для себя много развлечений: посиделки летом на улице у костра с куском сала, зимой — в местных кафе с тазиком салата, но чаще — у подружки за кухонным столом в обсуждении заработков отдельных сельчан. Несколько семей с менее ограниченными материальными возможностями уже узнали берег Крыма и Одессы. Более шустрые дети фермеров успели примерить костюм для дайвинга в Таиланде. Это жизнь тех, у чьих родителей хватило смекалки использовать правильно ситуацию в 90-е годы.

Добрая же часть населения ведет стандартный для белорусов образ жизни с дешевым вином (в народе — «бырло») у магазина или на диване с пультом от телевизора. Это дети и внуки тех бывших колхозников – трудяг коллективного хозяйства «40 лет октября», которые благодаря советскому режиму с детства усвоили «культуру пития» и застольного отдыха.

Церковь св. Параскевы Пятницы в Ольшанах
Ольшаны

Церковь св. Иулиании Ольшанской
julia_ch340_d99

Молитвенный дом — Церковь ХВЕ
2jmj7l5rSw0yVb-vlWAYkK-YBwk=Z2V0SW1hZ2U

*«Наиболее крупными церквами ХВЕ, объединяющими более тысячи верующих, являются минская церковь «Благодать» (3 800 верующих), церкви в Барановичах, Пинске, Бресте, Ольшанах (Столинский район), Бобруйске.
Исторические корни вероучения христиан веры евангельской (ХВЕ) берут начало с пятидесятого дня после воскресения Иисуса Христа, когда Дух Святой сошел на собравшихся в горнице учеников. Этот день в Библии назван Пятидесятницей (именно поэтому христиан веры евангельской многие называют пятидесятниками), и он считается днем рождения христианской церкви.

Евангельские христиане-баптисты. Кто они? Какова их история?
Слово «христиане» в названии является основным и прямо связывает их с именем Господа и Спасителя Иисуса Христа. Слово «евангельские» говорит о том, что свою веру и служение Богу они основывают на Евангелии. Слово «баптист» берет свое начало из оригинальных текстов Нового Завета, которые были написаны на греческом языке. В переводе с греческого слово «баптизм» (Βάπτισμα) – означает крещение, погружение. Из этого общего термина и происходит направление в христианстве, которое особое внимание уделяет крещению. Поэтому баптисты совершают сознательное крещение в воде по вере в Господа Иисуса Христа и отрицают крещение в младенчестве.» (Tanya Lozowa (одноклассники))