Белорусские национальные традиции: Ольшанские Колядки

Белорусские национальные традиции: Ольшанские Колядки

19.01.2017 0 Автор JustCopy

Нечем привлекать туристов в Беларусь зимой? Проблемы с национальным колоритом и летом? Ну-ну… Пока владельцы туристических бизнесов выдумывают несуществующие белорусские национальные традиции к праздникам, в Ольшанах после Нового года готовятся к Святкам. Проходят они не по сценарию из Википедии, а согласно местным обычаям.

Зимние Святки в Ольшанах

Ольшаны имеет право на отдых и праздники, но пользоваться этим правом трудолюбивому народу некогда. Земля позволяет отвлечься, когда сама отдыхает под покровом снега – в Новогодние праздники.
Встреча Нового года проходит, как и везде, 31 декабря в полночь, по-советски: шампанское, мандарины, петарды и салюты у домов.
7 января приходится на Великий Пост, поэтому колядовать в это время, пускай и в последний день, ольшанцы не считают правильным. Рождество отмечается три дня тихими кругами от обильного стола к дивану и телевизору. Особо верующие православные и баптисты занимаются тем же чревоугодием, что и вся страна, но по-божески: после душевных молитв в одной из двух церквей — ХВЕ или Прасковеи, что в центре.
А вот Старый Новый Год жители Ольшан называют Колядками и празднуют его согласно столетним традициям деревни. Никто не знает, как обычаи пережили советское время и почему праздник не изжил себя до сих пор, но всяк знает, как его нужно провести.

Как празднуют Коляды в самой белорусской деревне Ольшаны

Вечером 12 января каждый ребенок в деревне засыпает со счастливой мыслью: «Завтра Колядки!». У детей нет терпения ждать до вечера, да и времени вечером мало, поэтому с утра берут крепкий пакет и сломя голову бегут колядовать. В советское время учителя пытались пристыдить детей за «попрошайничество», но получалось плохо. С уроков отпускали и ту пятерку сознательных отличников, которых родители почти силой заставляли идти в школу 13 января.

Какая школа в Колядки!

Какая школа в Колядки!

Дети колядуют стайками: с братьями и сестрами идут сначала к близким родственникам, а потом с одноклассниками или друзьями – по соседским дворам и дальше. Дворов то в теперешнем агрогородке больше тысячи. Самые активные колядуют целый день до ночи, а вечером, уставшие и счастливые, засыпают на горах конфет и шоколада, подсчитывая вырученную денежку. Как уже раньше писали, Ольшаны – не бедная деревня, люди не скупятся на подарки для своих многочисленных отпрысков.

Подарки для детей

Колядки – любимый праздник и взрослых в Ольшанах. Это утро, которое начинается с корзины сладостей у входной двери и детского пения на крыльце: «Добрый день! Щедрый день! Дайте Колядки, чтобы ваши коровки были гладки!» Чем раньше услышишь крик, тем приятнее – это значит, что дом твой дети не обходят стороной. Надо выйти, одарить детей конфетами, печеньем или денежкой и под впечатлением от довольных мордашек сразу позвонить близкой подруге или сестре: «А у меня первые кричали в 8 утра!»

Колядки – это день суеты, в которой важно не забыть ни одного ребенка. Подарки для детей всех близких родственников готовятся заранее, независимо от возраста. Подростку можно дать денежку, а младенцу купить погремушку, но чаще готовятся пакеты со сладостями. Семьи большие, детей много, поэтому к празднику нужно быть готовым финансово и морально. Так сложилось, что в этот день жалобы на материальные проблемы – табу. Кто закрыл дверь на замок перед детьми – скряга и «нелюдь». Хитрости типа «меня не было дома» не проходят, так как все друг про друга всё знают. Домашние яблоки, сушки, орехи отлично прокатывают в качестве «колядок» для детей, если нет денег на конфеты. Так сложилось с прошлого века. Оттуда пришла и традиция самого дорого колядка для любимого внука или племянника — тушенной поросячьей ножки. Дети веселятся и теперь, когда взрослые в шутку вместо шоколада предлагают свиную ножку или хвост.

Вечер Старого Нового года

Колядки в Ольшанах – это встреча Нового Года по старому стилю, для взрослых – один из самых приятных вечеров, когда все дети дома и счастливы со своими подарками. Семья собирается за столом, который накрывается по определенным правилам. Соблюдая обычаи предков, на столе должны быть:

  • Свежее сено под чистой скатертью, которое символизирует плодородие и достаток.
  • Под сено надо положить деньги, чтобы не переводились весь год. Дети участвуют в обряде с удовольствием, кладя под скатерть собственные кошельки с дневной выручкой.
  • Тушенные свиные ноги, уши, хвост или холодец из них – своего рода почитание гастрономических пристрастий наших предков, которые могли себе позволить такую роскошь только по большим праздникам после поста.
  • В обилии должны быть пироги – домашний белый хлеб вроде кулича.
  • На «вечерю» сейчас молодежь готовит и современные блюда, но после шумных праздников и застолий именно соблюдение традиций помогает создать особую ауру в доме к моменту, когда «начнут петь». Самогонку в деревне люди не делают, но в мирских семьях приветствуется бутылка водки.

После семи могут заглянуть в дом ряженые, но, в отличие от соседнего Давид-Городка с его веселыми Кониками, шумная традиция плохо прижилась в Ольшанах. Это объясняется суровостью характера крестьян-трудоголиков. Не до кривляний и цирка им тут. Работу надо делать, хозяйство управлять. Примерно такого формата ответ можно услышать на предложение погулять. Одно дело — смачно поесть и выпить, а совсем другое — дурачка из себя представлять.

Развлечение для молодежи

Пробовали как-то развлечься и подзаработать на этом подростки. Но актерскими талантами Ольшаны не изобилуют, ребята плохо  разыгрывают сцены. У хозяев остается лишь испанский стыд и обилие мусора после колядников. Суть в том, что ряженные в Ольшанах больше похожи на молодых ганстеров. В капроновом чулке на лице (чтобы никто не узнал) приходят, рассыпают зерно по дому, приговаривая: «Сею-сею-посеваю, с Новым Годом поздравляю!» На этом увеселительная программа заканчивается. Хоть бери веник и гони из дома без вознаграждения. Но лучше дать небольшую монетку сразу и попросить не мусорить.

Примерно после девяти вечера семья начинает прислушиваться, поют ли у соседей под окном, и ждать гостей под своими. Поют рождественские песни группы женщин из церковного хора, не заходя в дом. В псалмах нет никакой мелодичности, но дать денежку «на церковь» — святое дело. Иногда поют и не церковные группы, в которых вокалом участницы тоже похвастать не могут. Впрочем, не это важно в Коляды. Важно, что люди помнят: как голодали и выживали предки, как благодарили Бога за каждую корку хлеба для себя и пучок сена для скота. Люди помнят бабушкины сказки у печи о Вифлеемской звезде, которая взошла в ночь рождения человека, учившего всем Добру и умершего за это распятым на кресте.

Как выжили белорусские национальные традиции и обычаи в современных Ольшанах?

В Ольшанах около половины жителей – пятидесятники, которые отрицают язычество, но Колядки с детьми всегда праздновали, как и православные. Правда, алкоголя у них ни дома, ни в крови не водится. С некоторых пор старейшины общины пытаются запретить «верующим» детям колядовать. Несколько лет после этой агитации родители старались держать детей дома 13 января, не выпускать на улицу, не покупать подарки близким. Но праздник угас только в их домах, на улице в этот день детей как будто бы и не стало меньше. На крыльце соседей все-равно слышно: «Добрый день! Щодрый день! Дайте Колядки…!»

Белорусские национальные традиции на свадьбе

Белорусские национальные традиции нравятся детям

Сегодня силой ребят дома не удержать, праздник приходит каждый год в свое время без всяких массовиков-затейников, агитации и рекламы. И все же Ольшанцы стесняются своих традиций, как и любых проявлений сентиментальности. Обычай жив только благодаря детям, которых много в агрогородке усилиями пятидесятников! Вопреки или благодаря религиозной секте, но деревня не собирается хоронить свое наследие. Так что находите себе друзей среди ольшанцев, проситесь в гости и приезжайте колядовать в Старый Новый год. Дома здесь большие, а люди гостеприимные и щедрые!